Виндсерфинг



Автор: ZDL stat
Дата: 2010-03-04 18:10

Виндсерфинг - это водный вид развлечения и спорта с использованием специального снаряжения в виде лёгкой доски небольшого размера (2—4,7 м), изготовленной из плавучего материала. Доска приводится в движение парусом, присоединённым посредством гибкого элемента — шарнира. Этот снаряд также называют виндсёрфингом, или «парусной доской». Виндсёрфинг можно рассматривать как гибрид парусного спорта и собственно сёрфинга. В упрощённом понимании, парусная доска похожа на маленькую яхту, но с важным отличием: управление осуществляется не рулём, а путём наклона мачты с парусом, а при движении в режиме глиссирования и с помощью наклона самой доски с борта на борт. Задача спортсмена заключается в том, чтобы, стоя на доске и удерживая парус за поперечину, именуемую гиком, расположить парус относительно ветра таким образом, чтобы на парусе возникла сила тяги. Сила, действующая на парус, передаётся доске не только через опору мачты, но и через ноги спортсмена, приводя конструкцию в движение. Управление парусной доской по курсу осуществляется смещением паруса вперёд или назад вдоль доски, а так же поворотом паруса вокруг мачты.

Спортсмены на доске — виндсёрферы — могут скользить по гладкой воде сколь угодно долго при наличии ветра. Также они могут кататься на больших волнах вплоть до момента обрушения волны, и совершать эффектные прыжки. Виндсёрфинг — многогранный вид спорта: в зависимости от пристрастий человека, одним он может давать неспешное скольжение по воде, в сочетании с отдыхом на природе; для других может быть взрывным адреналиновым спортом. Что характерно для современного виндсёрфинга, он часто становится стилем жизни, как средство бесконечного совершенствования и самовыражения человека.

Виндсёрфинг возможен при любой силе ветра, отличной от нуля. Катание можно разделить на два вида — в глиссирующем режиме и в водоизмещающем. В водоизмещающем режиме доска поддерживается на плаву за счет силы Архимеда, а в глиссирующем в значительной мере за счет подъемной силы набегающего потока. Глиссирующий режим более сложен для освоения. Обычно требуется достаточно сильный ветер (около 6-7 м/с). В то же время наиболее широкие гоночные доски («Формула виндсерфинга») с большим парусом могут глиссировать уже при ветре 3-4 м/с.

Виндсерфингом в России (как и во всем мире) занимаются на любом подходящем водоёме. Со временем сложилось несколько популярных мест, куда едут российские виндсерферы. Несомненный лидер, мекка российского виндсерфинга — коса Должанская. Также популярны Анапа, Ейск, Сочи и Донузлав на территории соседней Украины. В северной части России лидерство у Санкт-Петербурга и его окрестностей. У жителей Центральной России популярны Селигер и Плещеево озеро. Одними из наиболее популярных мест катания российских сёрферов за пределами России является Египет (Красное море), а также Вьетнам, Турция, Кипр, Марокко, Испания, Канарские острова, Греция, Италия и атлантическое побережье Португалии.

Главная проблема виндсёрферов всего мира — нестабильная сила ветра в течение года, поэтому был придуман виндсёрфинг в закрытом помещении.

История виндсерфинга

Существует версия, что самым первым человеком, создавшим доску с парусом, был Питер Чилверс (Peter Chilvers), 12-летний английский подросток на южном побережье Англии — на о. Хэйлинг (Hayling). Однако среди виндсерферов существует и множество других версий о том, кто является истинным изобретателем этого вида спорта. Теория про Питера Чилверса — одна из многих.

Также изобретение виндсерфинга так же связывают с именами нижеследующих людей.

Ньюмана Дарби (Newman Darby) часто считают первым человеком, которому в начале 60-х пришла в голову идея закрепления паруса на плавающей платформе. Свой макет он опубликовал в 1965 г. в августовском номере журнала Популярная Наука (Popular Science). В 1954 им была организовала компания под названием Darby Industries, которая должна была заниматься производством первых прототипов досок. Однако доски придуманные Дарби не встретили особой популярности.

Джим Дрейк (Jim Drake), калифорнийский авиационный инженер, и его друг Хойл Швайцер (Hoyle Schweitzer) смогли поставить виндсерфинг на коммерческую основу. И Хойл и Дрейк оба были серферами, и однажды к ним пришла в голову идея объединить доску и парус. Дрейк создал дизайн первой серф-доски с треугольным парусом. Швайцер популяризовал этот вид спорта. Первые парусные доски, изготовленные Дрейком и Хойлом получили название Baja Boards. Торговец из Сиэтла, взявшийся за продажу нового оборудования, предложил имя «Windsurfer». В 1968 г. Дрейк и Швайцер запатентовали свое изобретение; патент на «Виндсерфер» («Windsurfer») был оформлен в 1971 году. В 1973 г. Швейцер полностью выкупил права у Дрейка. Швайцеру некоторое время не удавалось найти в США хоть кого-либо, заинтересованного в массовом производстве оборудования для виндсёрфинга. В конце концов его поиски переместились в Европу, где он встретил Тэна Кейта (Ten Cate) — датского промышленника, специализирующегося на производстве текстиля, в том числе синтетического. Вместе с ним они организовали производство досок в Европе (Голландия, 1973 г.).

Швайцер продолжал технически совершенствовать оборудование и стремился к максимально возможному удешевлению производства досок, парусов и самого оборудования. Фиберглас как материал для производства досок уже не устраивал Швейцера — нужен был более прочный, долговечный, легкий и дешевый материал, которым оказался полиэтилен.

В Европе локальные компании ринулись производить оборудование для виндсерфинга. в 1983 г. Швайцер пытаться через Швейцарский суд бороться с нарушением своих прав на патент, но суд был проигран в пользу компании-производителя Мистраль (Mistral), которая предоставила в доказательство чертеж доски Дарби, что был создан задолго до того, как был выдан патент Швейцеру.

Доски для виндсерфинга

В 1970-х и 1980-х годах, виндсерфинг разделялся по дивизионам. В то время все доски были достаточно большими, и как правило со швертом (daggerboard). Доски с плоским днищем относились к дивизиону I (Windsurfer, Windglider). Доски с водоизмещающим корпусом, как лодки или яхты относились к дивизиону II (Lechner). И наконец, доски-тандемы с 2-мя и более парусами, относились к дивизиону III. Короткие доски без шверта обозначались, как просто «доски для удовольствия» (Funboard). Сегодня класификация досок сильно поменялась и сейчас деление ведется по типам:

«Олимпийский класс» — монотип, принятый олимпийским комитетом для участия в олимпийских играх. Первым олимпийским классом был Виндгляйдер Остерманна (Windglider), за ним Лехнер (Lechner), потом Мистраль (Mistral One design). На сегодняшний день это RS:X — универсальная доска со швертом и максимальным количеством настроек. Во время гонки спортсмен двигает мачту по погону на доске, добивает и травит парус по гику и по мачте и регулирует наклон шверта. Олимпийская доска рассчитана на гонки в любых условиях и годится, как для водоизмещающего режима, так и для глиссирующего. В олимпийских гонках разрешен и широко применяется пампинг (гребки парусом).
RS:X прекрасно лавируется и может идти на ветер круче любой другой доски.

Формула виндсерфинга — широкие доски (около 1 метра), объемом в основном от 130 литров и больше. Предназначены для использования в слабый ветер (от 3-4 м/с) с наибольшими парусами (до 12.5 кв.м). Длинный плавник (65-70 см) позволяет идти довольно круто к ветру. Из бесшвертовых досок, «Формула» лавируется лучше всего.

Вейв — доски для катания по волнам. Отличаются маленьким размером(длина 230—260 см, ширина 50 — 60 см) и объемом (65 — 90 литров). Приспособлены для выполнения прыжков с волны и специфических поворотов на волне, многие из которых заимствованы из классического сёрфинга.

Фристайл  — доски для трюков. Более широкие чем вейв, эти доски приспособлены для выполнения акробатических трюков на гладкой воде таких как Вулкан (Vulcan), Спок (Spock), Флака (Flaka) и других элементов, сочетающих в себе, как правило, прыжок и обороты.

Слалом — доски для гонок под ветер. Облегченные доски, приспособленные для достижения максимальной скорости на полных курсах.
Доски для свободного катания [Freeride] — универсальные доски для любителей. Наиболее распространённый вид досок, рассчитанный на средний уровень подготовки. В зависимости от опыта и веса спортсмена различаются по литражу от 120 литров до 170 литров. Могут иметь шверт.
Доски для начинающих — доски большого объема (до 240 литров), оборудованные швертом.
Детские доски — доски для детей. Легкие доски с легким рангоутом, рассчитаны на небольшой рост и вес спортсмена. Кроме того, существуют доски, предназначенные для установления рекордов скорости.

Паруса


Парус для виндсерфинга представляет собой вертикальное крыло. Движущая сила возникает за счет разности скоростей обтекания воздушного потока внутренней и внешней сторон профиля паруса. Паруса изготавливают из полиэфирной пленки, полиэфирной ткани (капрон, лавсан, дакрон, dacron) или майлара. для усиления может использоваться кевларовая сетка.

Парус для виндсерфинга, как правило имеет треугольную форму. Кромка паруса называется шкаториной (сторона треугольника). По передней шкаторине, парус имеет мачткарман, в который продевается мачта. Латы — жесткие пластины, идущие перпендикулярно мачте — служат для увеличения жесткости паруса и придания ему формы. В нижнем углу паруса (галсовый угол) предусмотрено крепление. Это, либо вшитое кольцо, либо люверс, либо блок роликов. Если на парусе только кольцо или люверс, то необходим еще и крючок с роликами, что бы набивать (натягивать) парус по мачте. Другая система роликов находится на стакане в основании мачты. Веревка (шкот), пропущенная через эти ролики, образует полиспаст, позволяющий приложить значительные усилия для набивки паруса. Задний угол (дальний от мачты) называется шкотовым. Гик одним концом крепиться на мачту, к другому концу (нок) с помощью веревки (шкота) крепиться шкотовый угол паруса. Гик, охватывающий парус с двух сторон называется Уишбон (Wishbone).

 

Сторона паруса от шкотового угла до галсового называется нижней шкаториной. Верхний угол паруса называется топ. Обычно топ имеет упор для верха мачты. Иногда на парусах размером до 6 м? используют настраиваемый топ (варитоп) с ремнем и стопором. Для больших и гоночных парусов в топ встроен подшипник, что бы парус легче закручивался по мачте. Принципиально паруса различаются упорные (камберные) и простые. В камберных парусах на латы устанавливают от 1-го до 5-ти пластиковых упоров (камберов), которые служат для удержания формы. Камберные паруса дают лучшую тягу, но тяжелее и сложнее обычных. Обычно камберы ставят на парусах большой площади, используемых для гонок.

Главной характеристикой паруса является его площадь в квадратных метрах. Площадь парусов варьируется от 1 кв. м (детские паруса) до 13 кв. м.

Дополнительное снаряжение

Шарнир — предназначен для крепления паруса к доске. Шарниры бывают карданного типа или с гибким элементом.
Стакан — предназначен для соединения мачты с парусом и шарниром.
Трапеционные лини — петли, закрепленные на гике, за которые цепляются крюком трапеции
Трапеция — широкий пояс, жилет и т. п., снабженный специальным крюком. Служит для снижения нагрузки на руки во время катания.


Рекорды скорости

С 2005 года виндсерфингу принадлежит абсолютный рекорд скорости на воде под действием ветра: Ирландец Финиан Майнард (Finian Maynard) достиг скорости 48.70 узлов (knot) (25.05 m/s или 56.05 mph) на дистанции 500 метров (Saintes Maries de la Mer) (Франция) 10 Апреля 2005 года. Предыдущий рекорд 46.82 узлов (24.08 m/s or 53.88 mph) установленный в 13 Ноября 2004 был достигнут тем же спортсменом.


Другие материалы из раздела О спорте
Предыдущее:Волейбол
Следующее: Техника поворотов при плавании баттерфляем
Лучшее по просмотрам:Баскетбол
Последнее:Беговые виды спорта в легкой атлетике